скачать образцы резюме
article101.jpg


Кое-что о групповой динамике, или процессы в команде , не всегда успешного сначала, более активного впоследствии. Взаимодействие это можно рассматривать просто как общение и обмен информацией, но нельзя забывать, что оно включает в себя и другие важные моменты. Например, процесс командного принятия решений, способы разрешения конфликтов в группе, выявление лидера, и принятие его группой, выработку и принятие групповых норм, ну и собственно возникновение такой характеристики команды, как сплоченность.
Знание тренером законов групповой динамики всегда способствует более грамотному, быстрому, четкому пониманию, принятию и достижению участниками целей тренинга. Если мы говорим о деловом обучении, то самое минимальное, что может сделать тренер – вести группу таким образом, чтобы групповая динамика не препятствовала усвоению материала. Но тренинги (даже деловые), касающиеся личных качеств участников, их коммуникативной сферы, взаимодействия друг с другом – это область, где знание законов групповой динамики и умение управлять ей активно способствуют успеху тренинга, а отсутствие таких знаний и умений у тренера может поставить весь тренинг под угрозу провала.
Жить по законам команды
«Свежесозданная» команда находится на начальном этапе своего развития. На начальном этапе групповой динамики. В зарубежной литературе можно встретить название forming - формирование. Формирование команды из сформированной руководством группы. С чего начинается жизнь команды? С того, что групповая ситуация для каждого человека несет в себе напряженность и потенциальный конфликт. Другие, незнакомые люди – это неизвестность, тревожность, terra incognita для каждого из нас.
В только что собравшейся группе возникает напряжение – и групповая динамика запущена. Согласно теории поля Курта Левина, при возникновении любого напряжения начинается поиск способов избавления от него. Задача тренера на начальном этапе тренинга это напряжение снять. Предложить группе упражнения, способствующие созданию комфортной, доверительной атмосферы.
Еще одним инструментом, помогающим снятию напряжения на начальном этапе, является формализация. Когда у участников есть цель, причем общая, принятая всеми членами группы – напряжение в группе снижается. На начальном этапе тренинга именно тренер может зафиксировать общие цели, встать на позицию формального лидера, способствовать созданию групповых норм и правил и контролировать их соблюдение.
Но команда существует не только в рамках тренинга. Ей необходимо функционировать и реальной жизни. Уже без тренера. И если в обучении, например, продукту тренер может остановиться на формализации ситуации и закреплении общих целей, а в дальнейшем просто передавать группе материал, то для создания команды с помощью тренинга этого мало.
Тренинг создания команды должен провести участников через все стадии группового развития, с последовательной передачей контроля над процессом от тренера к участникам, и на выходе команда должна самостоятельно уметь управлять теми процессами, которые в ней происходят, и с которыми она уже столкнулась на тренинге.
Для достижения этой цели, после начального этапа, когда напряжение некоторым образом снижено, задачей тренера становится «снятие масок» с участников. Помощь им в выходе из поверхностного общения, создание доверия внутри группы. Участники соотносят свои цели с целями всей команды, ищут свое место в групповой иерархии. На этом этапе возникают конфликты, управление которыми тренер сначала берет на себя, а в последствии, раскрывая участникам методы анализа, обучая их понимаю того, что с ними происходит – передает это управление группе. На переходном этапе полезны упражнения, провоцирующие участников на открытое проявление собственных эмоций, позиций, мнений. Необходима деятельность, на основании которой группа учится анализировать сложившуюся ситуацию.
В дальнейшем тренер все больше остается только организатором процесса. Передавая группе контроль над собственной жизнью, тренер только предлагает виды деятельности, задания, которые помогу группе выработать оптимальные именно для нее методы принятия решений, разрешения конфликтов, распределения ролей и их смены. Лидерство тоже переходит к участникам группы. Тренер может остаться формальным руководителем процесса, но у него не должно быть конфликтов с лидером неформальным. Для тренинга командной работы идеальным будет создание у участников представления о том, что лидером в команде в каждой ситуации становится участник, наиболее компетентный в проблеме.
Итоговая задача тренера – создание команды, которая знает и умеет действовать в неоднозначных, спорных, стрессовых, конфликтных ситуациях, где каждый участник принимает цель командной работы, принимает важность мнения своих коллег, умеет считаться с ним и находить наилучшее решение в каждой ситуации. Неплохо также включить в тренинг создания команды и упражнения на развитие креативности, гибкости мышления в нестандартных ситуациях.
Важно понимать, что жизнь группы на тренинге одно, а вне его – другое. И на завершающем этапе тренинга команда должна уже обладать представлениями о том, что и как она будет делать после того, как покинет учебную аудиторию. Тренер может подготовить вместе с участниками «блюдо на вынос»: рекомендации, описание сформировавшихся на тренинге норм, правил, традиций, наиболее удачных методов решения проблем, поведения в конфликтах, которые участники красиво оформят и поместят в своем рабочем кабинете.
Это основные моменты групповой динамики, которые могут стать очень полезным инструментом для тренера при создании команды в организации. В общем-то, для сплочения всех сотрудников компании они тоже необходимы. Естественно, важно, чтобы тренер не просто имел общее представление о групповой динамике, но и владел методами управления ею.
Инга Савченко, бизнес-тренер, преподаватель Высшей Школы психологии, МГЛУ им. Мориса Тореза"

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!