скачать образцы резюме
article210.jpg

Ритейл – это розничная торговля. А ритейл-технологии, соответственно, технологии бизнеса в розничной торговле. В более широком толковании, ритейл – это работа с массовым клиентом,
а ритейл-технологии отвечают за организацию этой работы.


О плюсах и минусах работы в ритейле, о карьерных перспективах - в статье-исследовании проекта.
В странах с большой прослойкой небогатого населения ритейл (розничная торговля большими объёмами ТНП) всегда на коне, и спрос на работников для торговых сетей не уменьшается. Играют на руку и два дополнительных фактора. Во-первых, процесс становления ритейлинга в России всё ещё находится в стадии кипения, а стандарты сетевой торговли только формируются. Во-вторых, грянувший три года назад финансовый кризис резко снизил показатели благополучия населения, мы стали реже совершать покупки, и ритейлеры вынуждены дополнительно активизироваться ради увеличения продаж любыми средствами. В итоге - много вакансий и возможностей для тех, кто готов попробовать себя в сетевой торговле.

Особенности раскадровки
Устраиваясь на работу в одну из сетей ритейла, следует знать: спрос на топовых специалистов не так высок, как на линейный (низовой) персонал, да и требования к ним ужесточились. В первую очередь это касается сектора FMCG, или товаров массового потребления. Рассчитывать в таких сетях на руководящую должность можно лишь при наличии внятного и позитивного опыта именно в данном секторе. Зато на стартовых позициях настоящее раздолье - вакансий много, они постоянно обновляются, а требования к соискателям сведены к минимуму - совершеннолетний возраст и желание работать, работать и снова работать. Уникальная особенность ритейла в том, что линейный персонал может состоять как из новобранцев от торговли, так и из опытных людей, пришедших в данную сеть из другой отрасли и готовых начать всё сначала.

Топтание на месте или разбег?
Линейные работники ритейла делятся на две группы. Первая состоит из случайных людей, которых привело в сеть желание перетоптаться в ожидании изменений в судьбе, никак не связанных с данной работой, - получения нового места, окончания учебы, выхода из декретного отпуска. Объединяет их отсутствие интереса к своим обязанностям, да и перспективы их мало волнуют. Как правило, это студенты, вчерашние школьники или относительно молодые люди без внятного образования, и именно они отвечают за легендарную быстротечность низовых кадров в торговых сетях.

Вторая группа - потенциальные карьеристы или, по крайней мере, люди с амбициями и целевыми стремлениями. Они тоже рассматривают свою работу как временную, но совсем с другими акцентами - как способ внедриться в торговый бизнес и по возможности быстро вырасти из рядового сотрудника в топы. Эти люди готовы жить работой и пополняют ряды уволившихся только в том случае, если явно что-то не заладилось.

Ритейл в разрезе
Обыкновенный продавец или кассирша в магазине - типичные позиции для низового персонала в ритейле. Но поскольку сетевой рынок продаж сегодня обширен, специальности можно перечислять через запятую очень долго: торговые представители, менеджеры по работе с клиентами, супервайзеры, торговые работники в залах, менеджеры-консультанты по продажам, контролеры оптовых закупок, технические консультанты, менеджеры по продажам, дилеры-распространители в сетях продаж b2b, менеджеры по работе с клиентурой и базой данных, консультанты. Обязанностей у каждой группы не так много, но они требуют постоянной отдачи, поглощая рабочее время и внимание работника целиком.

У линейного персонала существует своя небольшая иерархия, от позиции в которой зависят бонусы.

- Самая низкая и самая обширная ступенька - «прямые продажники»: их работа, как правило, оценивается небольшим окладом плюс проценты с продаж. Обязанности заключаются в поиске и осуществлении контактов с клиентами-покупателями, будь то телефонный обзвон, демонстрация товара или взвешивание колбасы. Но главное - не только сделать это хорошо. Основная (но скрытая) задача - способствовать всеми силами росту объёмов продаж: увидел клиента - сделай его своим.

Именно этому учат новичков и в ходе адаптации на рабочем месте, и в сетевом учебном центре (если он есть). Упор, конечно, делается на потенциальных карьеристов - например, в крупнейшей сетевой компании Х5 Retail людей учат не только прямым обязанностям, но и видеть и планировать перспективу для себя. Без этого вперёд и выше не продвинуться.

Плюсы: что получим?
Карьеристов, конечно, заинтересует тот факт, что сетевой ритейл, преимущественно FMCG, невероятно динамичный сектор, где взлёты совершаются как по мановению волшебной палочки - было бы желание и старание. По-видимому, это можно считать главным фактором привлекательности. Есть и другие плюсы, равнозначные в том числе и для случайных работников, не ставящих перед собой высокие цели:
• работая в прямых продажах, можно строить график по собственному усмотрению, сокращать или увеличивать рабочее время, а некоторые сферы b2b можно сравнить с фрилансом
• студенты легко могут совмещать работу с учёбой (накапливая заодно опыт продаж), а все прочие - с другой работой
• рынок ритейла так широк, что обязательно найдётся сфера, где можно максимально применить свою специализацию или склонности - IT, мода, продовольственные товары, финансы, реклама, технологии различного профиля
• самые низовые работники получают шанс общаться с топами и участвовать наравне с ними в многоуровневых совещаниях или корпоративных мероприятиях как участники одной команды
• на линейной должности можно неплохо обучиться тонкостям «продажного» дела, чтобы впоследствии вырасти в грамотного менеджера: компенсируя низкие зарплаты, работодатели стараются привлечь кандидатов нематериальными бонусами, среди которых бесплатное обучение, в буквальном смысле не отходя от кассы, занимает первое место.

Минусы: что теряем?
По статистике, быструю карьеру в ритейле действительно делает... каждый двадцатый представитель младшего персонала. Много это или мало, зависит от количества приложенных усилий, умения обойти других на низком старте. Кроме того:
• работая в прямых продажах, приходится постоянно ощущать свою связь с целой компанией, а это как на конвейере - замешкаешься, и он встанет
• от работников требуется максимальная экстраверсия и готовность постоянно общаться
• «забудь себя - займись клиентом» - день за днём существовать под таким девизом оказывается разрушительным актом для некоторых энергетически не очень сильных людей
• работа в крупной сетевой компании требует от сотрудника согласовывать свои личные принципы с принципами фирмы, а это не всегда нормально по-человечески: так, иногда от работников ждут доносов друг на друга - «во благо компании»
• если работа строится не на технологии личных продаж, а на командных достижениях, прессинг коллектива на отдельно взятую личность бывает невыносим.

Книга отзывов
Для сравнения плюсов и минусов на конкретных примерах мы выбрали три истории от сотрудников ритейла.

Дарья Михайлова (27 лет), в кризис осталась без работы и почти год продержалась кассиром в сети магазинов «Семейная выгода»:
- Труд нелёгкий, но несложный и даже интересный - постоянная круговерть самых разных людей бодрит. Смена у нас длилась 12 часов. За это время я могла оставить рабочее место не более трёх раз - в туалет и поесть, но мне хватало, я не уставала. Трудновато было, когда кассирам полагалось стоять за кассой, но очень быстро нам сделали сидения. Зарплата состояла из оклада в 15 тыс. руб. плюс премии раз в квартал, которые начислялись как бы по итогам работы, на самом деле смотрели, конечно, кто более дисциплинирован. А я думаю, просто выдавали по очереди, чтобы никому не было обидно. Ушла, когда появилась возможность устроиться на работу по специальности, в магазине нечего было ловить.

Нина Крамник (20 лет), студентка вечернего отделения МГТУ, шла на работу в МТС с целью получить опыт и рекомендации на будущее:
- Обязанности мои заключались в том, чтобы стоять у витрины и хватать за руку каждого, кто зашёл положить денег на счёт или посмотреть новые модели телефонов. Я отвечала за продажу тарифных планов, но меня хоть не посылали на улицу и в метро с акциями. Достаточно трудно приставать к людям и при этом быть всегда весёлой и находчивой. Я обязана была без промедления ответить на любой вопрос, но все мои ответы должны были ненавязчиво сводиться к тому, что вот новый тариф - он самый выгодный. Менеджеры отслеживали, как мы разговариваем с покупателями, и заносили наблюдения в специальные карточки, так что ты всё время как бы под прицелом. В целом коллектив был хороший, и главное - по первой просьбе отпускали на экзамен или просто по делу. У каждого был индивидуальный график, который обсуждался раз в месяц. Но доконали меня оценки качества по системе А, В и С, от которых зависел размер премии. Причём заранее было известно, сколько процентов сотрудников должны набрать то или иное количество баллов. На собраниях решали, кому сколько давать, и сам сотрудник тоже должен был доказывать, почему ему надо дать больше баллов. Одним словом, работа закалила меня морально, карьеру в МТС я не сделала, но там, где мне понравится работать, сделаю - я уже знаю, как.

Абсолютно довольна своей работой в фирме по распространению программного обеспечения Ольга Тумарина (34 года), высшее техническое образование:
- Я в этой сфере уже несколько лет, сначала работала в отделе телемаркетинга (на телефоне), потом была внедренцем различных бухгалтерских программ (обзвон + выезд с показами продукта), очень уставала, но нарабатывала опыт. Теперь работаю в отделе сопровождения - это не поиск клиентов, а поддержка и обновление базы данных, выезд на предприятия, которые я «веду» для консультации или демонстрации новых пакетов. Тут другая мотивация - не продать любой ценой и смыться, а сохранить отношения. Никто не мешает подрабатывать и доппродажами, т.е. находить за проценты новые каналы сбыта, но это по желанию. Многие у нас не выдерживают, увольняются на стадии телемаркетинга - там и правда сложно, малоденежно и где-то даже унизительно. Но это нужно перетерпеть - это период притирания к делу. А сейчас я сама себе бог и царь - работаю по свободному графику, отпуска несколько раз в году, прибыль неплохая, стабильно идут зарплата плюс уже довольно высокие проценты. Ни в какое другое место я уходить не хочу, я себя нашла.

Материал проекта Карьерист.ру
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!